Чт. Окт 31st, 2024

За ржавые корабли придется расплатиться

За ржавые корабли придется расплатиться

Правительство вводит ответственность за подъем затонувших судов

Газета «Коммерсантъ» №123 от 16.07.2021, стр. 10

Правительство одобрило законопроекты, устанавливающие порядок удаления затопленных судов и вводящих ответственность судовладельцев за их поднятие. Уже с марта 2022 года за затонувшее имущество и его подъем придется отвечать собственникам, которые будут обязаны застраховать ответственность. В случае умышленного затопления, отказа сообщить об инциденте или затягивании сроков подъема судовладельцев ждут штрафы до 20 млн руб. Бесхозные суда поднимут за счет регионов, которые смогут их потом продать на металлолом, а разницу с затратами на подъем компенсируют им из бюджета за счет специальных субсидий.

В продолжение кампании по очистке акваторий от затонувших судов правительство одобрило законопроекты, устанавливающие порядок удаления затонувшего имущества и ответственность судовладельца за его поднятие. Об этом “Ъ” сообщили в пресс-службе правительства, уточнив, что документы будут внесены в Госдуму в установленном порядке.

12 июля в Госдуму был внесен законопроект о присоединении РФ к Найробийской конвенции (см. “Ъ” от 9 июля), которая обязывает судовладельца сообщать о факте гибели корабля и нести ответственность за его удаление, если он утонул. При этом сам порядок подъема и механизм действий с уже затопленным флотом описан в подготовленных Минтрансом законопроектах. Документы есть у “Ъ”, они были значительно переработаны в сравнении с версиями, о которых “Ъ” сообщил 9 ноября 2020 года.

Первый законопроект обязывает судовладельцев поднимать затонувшее имущество во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ, а также на Севморпути. Собственники судов должны страховать флот для покрытия ответственности за его удаление. «Документ должен быть обязательным, как полис автострахования при покупке машины, ведь цена подъема корабля из-под воды может превышать 20 млн руб., а их только в акватории Дальневосточного федерального округа выявлено более 600»,— подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 15 июля.

Бесхозные суда будут подниматься за счет регионов, которые получат субсидию из бюджета на софинансирование расходов по удалению и утилизации затонувших судов. Ее размер будет покрывать разницу между затратами на удаление судна и доходами от его реализации. Как подчеркнул Михаил Мишустин, эти решения помогут регионам «вплотную заняться расчисткой бухт от ржавых кораблей» и снизить нагрузку на окружающую среду.

При этом в отношении внутренних водных путей документ лишь запрещает умышленное затопление и обязывает собственников удалить затонувшее имущество. Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, поясняет, что на реке очень много затопленных объектов. Нужно проводить ревизию и выделять значительные суммы на подъем, в связи с чем было принято решение пока ввести новые правила на море и уже потом думать об их расширении, рассказывает он.

Предполагается, что законопроект должен вступить в силу 1 марта 2022 года, при этом обязательства по страхованию начнут действовать через год — в марте 2023 года.

Второй законопроект, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривает введение штрафа за несоблюдение сроков предоставления информации и удаления затонувшего судна от 100 тыс. до 5 млн руб., за умышленное затопление — 3–20 млн руб. За отсутствие страховки или иного финансового обеспечения придется заплатить 3–20 тыс. руб. Источник “Ъ” поясняет, что если у судна нет страховки, то по Найробийской конвенции его вообще не выпустят из порта.

Это обычная практика, когда при присоединении к международной конвенции, чтобы обеспечить ее эффективное применения, вносятся изменения во внутреннее законодательство, говорит управляющий партнер юридической фирмы Navicus.Law, президент Ассоциации морского права (RUMLA) Константин Краснокутский. Большинство значимых морских конвенций практически дословно переписаны в Кодекс торгового мореплавания, добавляет он. В случае с Найробийской конвенцией, отмечает юрист, законодатель пошел дальше и решил попробовать разобраться с проблемой затонувших судов, в том числе за счет высоких штрафов.

Анастасия Веденеева

От admin